День 2-й — выход из Жижицкого озера в Жакто и День 3-й — по Жижице
День второй – по озерам.
Епи и Z встали в 6 утра – ловить рыбу. Епи – опять куча мелочи на удочку, Z – на спиннинг – 0. В 9.30 закончили эту бодягу и вернулись в лагерь. Не спеша, занимались завтраком, кипячением воды про запас и сборкой лагеря. Немало повеселились, наблюдая, как Епи натягивает компрессионный мешок на спальник. Процесс растянулся на 10 мин. и выглядел довольно комично: приложив скатанный спальник торцом куда-то в низ живота, Епи натягивал на него мешок. Вообразите, как это выглядело со стороны.
В 11.50 отчалили. Направление на протоку в оз. Жакто опять держали по солнцу. Выяснилось, что неплохо бы иметь бинокль для определения своего местоположения – мы шли не вдоль берега, а более-менеенапрямую. Как оказалось, с озера протока не видна – она скрыта мысом. Тем не менее, по характеру растительности на берегу (деревья более редкие), мы ее местоположение определили достаточно точно. На всякий случай опросили купальщиков (точнее, купальщиц) – и получили в ответ что-то типа «мы сами не здешние, что это за озеро, не знаем». Это, вообще-то, намного лучше, чем если бы тебя уверенно послали неведомо куда.
В протоку вошли в 15.50 – т.е. переход по Жижицкому озеру занял у нас при несильном встречном ветре 4 часа (включая потерю около получаса из-за неточной навигации). Обозначенный на карте мост через протоку отсутствует – от него остались только сваи. В 16.00 встали на якорь у входа в оз. Жакто с целью перекуса (в лучших традициях арабских террористов – финики, орешки и вода).
Оз. Жакто – небольшое (1 на 2 км.), без заросших отмелей, поэтому проблем с определением курса нет. В середине озера по правому борту на холме видны какие-то загадочные неземного вида сооружения белого цвета. Помните в IV эпизоде «Звездных войн» генераторы на базе повстанцев? Очень похоже. Где-то в 17.10 Макс и Z встали на якорь метрах в 200 от входа в заливчик, из которого вытекает р. Жижица, чтобы дождаться Епи и вместе искать место для стоянки. Как только он подошел, неожиданно задул сильный ветер и пошел дождь. Высота волны была сантиметров 30, что, конечно, звучит смешно, но для резиновой лодки с полумягким дном – явный перебор. Эти несчастные 200 метров гребли минут 15 и промокли.
Во время перехода по Жижицкому озеру у меня прихватило почки, видимо сказалась плохая физподготовка, выпитое в поезде пиво и последующий утренний пеший переход с барахлом от станции до реки, в результате чего из меня посыпался песок . Поэтому форсирование озера я помню смутно, так как периодически закидывался баралгином и но-шпой, а потом засыпал, хотя в промежутках пытался грести. На выходе из Жижицкого озера в Жакто Епи честно предупредил меня, что это последняя точка, где еще можно соскочить с маршрута ибо дальше не будет ни связи, ни дорог, но путь был продолжен и, благодаря конъяку, уже к вечеру мне полегчало, а на следующий день проблема самоликвидировалась.
Макс
Стоянка обнаружилась на правом берегу (по ходу) заливчика [6], из которого вытекает р. Жижица. До берега можно добраться через узкий проход в камышах. Как и на предыдущей стоянке на острове, под деревьям был сделан каркас для тента из жердей и некое подобие стола. Натянули тент и переждали дождь. Z не утерпел и вылез из-под навеса поесть ягод – на поляне было довольно много земляники и черники. Место показалось очень подходящим для установки палаток – песок и трава. Проблема появилась с окончанием дождя – вылезли муравьи. Вся поляна покрыта подземными муравейниками, а на опушке есть парочка классических, конусных. Так что куда поставить палатки, искали долго. Хорошо еще, что было светло. Епи отправился на рыбалку, Макс и Z занялись приготовлением ужина. Сварили двойную уху из пойманной накануне рыбы (мелочь варили в бинте и выбросили). Попутно выяснили, что лук в ашановских «наборах овощей для супа» – старый и вонючий. Тем не менее, все равно его съели, за неимением лучшего.
День третий – Жижица.
Утром было пасмурно. Позавтракали и снялись с места. Макс обнаружил, что опарыши из пузырька в кармане вырвались на свободу, и несколько из них заползли в зажигалку. Выковырять мерзавцев не удалось – так и сидели там, слегка скукожившись от жара и мешая пламени гореть в полную силу. Когда один опарыш все-таки сгорал в пламени, его место занимал новый.
Решили некоторое время половить рыбу на спиннинг в заливчике. Епи, кажется, ловил на поплавочную удочку. Клевали мелкие, величиной с блесну, окушки. Макс и Z поймали старую сеть с дохлой рыбой и минут 15 возились, пока не выкинули ее на берег. Завершив этим норму добрых дел на день, вошли в Жижицу (в 12.10). Начало реки мелкое, заросшее, на дне и у берегов много жердей, бревен и прочего хлама от мостов и мостков некогда большой, видимо, деревни Ямище. У железобетонного моста остановились: Макс пошел в магазин за перчатками для Епи, пивом и репеллентами для всех, Z – фотографировать аистов, а Епи остался стеречь лодки.
Магазин – на правом берегу, от моста по дороге метров 100 – типичное сельпо, (так и называется: «СЕЛЬПО») 60-х: мыло, пиво, валенки, ведра, гвозди и т.д. – все рядом и вперемешку. Купили рабочие рукавицы, очень приличное белорусское пиво, и антикомарин «Дэта» производства Лужского завода (химбоеприпасов). Пахнет пихтой, нам понравилось (комары, как оказалось, тоже особо не возражали). На вопрос, а нет ли чего посильнее, продавщица честно ответила: «Есть. Дихлофос». От такого счастья пришлось отказаться. Хлеб, как и ожидалось, купить не удалось. Аборигены, ожидающие завоза оного, подтвердили, что привозят нерегулярно и в ограниченном количестве.
Пошли дальше. Распогодилось, стало жарко. Для удобства гребли задом наперед – т.е. гребущий сидел на корме лицом к носу. Макс взялся ловить уклеек на усмиренных и загнанных обратно в бутылку опарышей. Леска с крючком – и все. Опарыш падает на воду, и тут же его хватает уклейка. Z отметил, что на уху (на первую закладку) этой мелочи нужно штук 50. Ко всеобщему удивлению, часа за 2 Макс поймал даже больше. На спиннинг пока ловить было затруднительно – широкие места слишком заросшие, на узких – заброс на берег гарантирован. Z пытался, но безрезультатно. Но как красиво!!! Жижица меандрирует по заболоченной равнине шириной до километра. Глубина – от 5-6 метров до 40 сантиметров. Вода коричневая, но прозрачная. Кувшинки и кубышки цветут. Периодически попадаются серые цапли – почти при каждом «повороте за угол» стартуют из-под носа. Размах крыльев метра полтора – это впечатляет.
Где-то после полудня повстречали рыболовов-щукарей. Интересно! Мужик на одноместной лодке (без весел, с гребками). Снасть – типа спиннинга длиной около метра, инерционная катушка, леска 0.7 или больше, и блесна в форме ложки с одним тройником. Судя по всплеску, весит немало. Было даже высказано предположение, что эффект достигается от попадания этой блесной зазевавшейся щуке по голове. Заброс метров на 5, не больше. Как бы то ни было, одна рыбина килограмма на 2 и парочка поменьше у него в лодке лежали. Оглушенные блесной или пойманные на нее – сказать трудно. Конечно, такая снасть, при всей ее экзотичности и «дубовости», для данных условий подходит идеально. Речка узкая, длинным спиннингом особо не помашешь. Травы много, поэтому нужен либо «травяной» воблер, либо «ложка» — ее потерять не жалко, стоит рублей 10 штука. Да и с такой леской скорее траву вырвешь, чем блесну оставишь.
Кое-где в районе дер. Прилуки [7] у реки песчаные сухие берега, где при желании можно встать на стоянку. Пришвартовались к берегу и перекусили. Пошли дальше. Немного постояли у выхода из старицы, где хорошо клевала мелочь. Начали кидать спиннинг. Епи забросил блесну на берег, Z за ней слазил. Поймали одну щучку (остальных, видимо, выловил, а скорее – распугал «глушильщик»).
Еще долго наслаждались красотой реки, но наконец-то дошли до первого обноса – у разрушенного моста времен войны у бывшего лесничества. Обнос по правому берегу, хоть и крутому, но проходимому, метров на 70. Косогор изрыт лисьими или барсучьими норами, в одну из которых Епи и провалился, проломив свод. Поскольку дело близилось к вечеру, обсудили возможность встать у моста на стоянку. Место для этого есть, хотя комаров тучи (наивно подумали, что где-то их будет меньше). Все же решили плыть дальше.
Прорубились через небольшой завал, который, видимо, на следующий год станет большим – в реку обрушатся деревья с крутого косогора. До самой деревни Ерохина места для стоянки не нашли – берег либо слишком крутой (справа), либо заболоченный (слева). Закон Кориолиса, однако. Впрочем, дальше пошли и оба заболоченные. Примерно в полукилометре за деревней на правом берегу обнаружился большой сухой песчаный бугор высотой метра 2, где и решили остановиться (в 21.00). Видимо, в прочитанных ранее описаниях именно это место именовалось рыбацкой стоянкой – есть даже следы от установки больших палаток. Место не очень заметное – можно легко проскочить мимо. Затащили лодки, грязно ругаясь – во-первых, скользко, во-вторых, высоко (еще не знали, что дальше будет веселее), а в третьих – налетели комары и какая-то мошка, норовившая забиться в нос и рот. «Гардекс» их не брал, на «Дэту», кажется, они вообще специально слетались раскумариться, а запасы «Аутана» подошли к концу. Интересно, были ли слышны в деревне наши вопли «П******ы, з*****и!!!». И что они там подумали? Мерзкие насекомые лезут во все дыры, а на любую незащищенную часть тела пикируют и втыкаются с лёта, и лишь потом тормозят лапами.
Пока не стемнело, побежали за дровами. И выбрали места для палаток. Проблема та же – муравьи. Места вроде бы много, но везде эти гады понарыли дырок и бегают туда-сюда. Сварили уху (уже в темноте), макароны с тушенкой, съели все это, постоянно отмахиваясь и отплевываясь от комаров, и легли спать.
[6] Дальше, метров через 100, есть еще одна
[7] Не всегда упомянутые в тексте населенные пункты стоят прямо у воды, иногда даже на значительном расстоянии от реки, просто других ориентиров нет. Так что смотрите карту!