День 0 — дорога в поезде и День1-й — на воде
р. Кодосна – Жижицкое оз. – оз. Жакто – р. Жижица – р. Западная Двина (до Велижа)
Июль 2005 года
— Чем отличается идеальный армейский порядок от полного бардака?
— Тем, что при армейском порядке в каждой тумбочке зубная щетка лежит слева, а мыльница справа.
В поход начали собираться месяцев за шесть. Поэтому часть вещей и продукты закупали в последний день. Из четверых потенциальных участников один в последний момент передумал, что было хотя и предсказуемо, но все равно неприятно.
Тем не менее, все же трое более-менее в назначенное время собрались на вокзале. Z (рюкзак с навешенной на него якобы четырехместной палаткой [1], снарягой для подводной охоты и удочками в матерчатом чехле, Макс (рюкзак, лодка в сумке, удочки в куске полиэтилена) и Епи (рюкзак 110 л., набитый до отказа, шатровая палатка весом 11 кг., лодка «Флинт» в двух сумках – еще 60 кг …два абзаца мата опущено цензурой…, удочки в кофре и 7 больших пакетов из «Ашана» с провизией). Барахло Епи и провизию пришлось погрузить на носильщика. Поскольку в поезде ехало еще 2-3 группы байдарочников, мы на общем фоне практически не выделялись, если не считать пакетов. Глядя на кучу вещей, сваленную на перроне перед посадкой в поезд, с тоской прикидывали, как все это г… запихать в купе, а главное – как дотащить до воды (выходило по 60 кг на нос).
Макс сходил за пивом, а то так и ехали бы всухую (не пить же водку в жару). В купе влезли, благо четвертого не было – эту полку заняли «Флинтом», сверху свалили продукты, которые удалось слегка оптимизировать по объему и рассортировать. Заодно перетряхнули рюкзак Епи (обнаружили там надувной матрас, железную коптилку и два пакета ольховых опилок – еще бы дров с собой взял), после чего в нем появилось свободное место. Поезд тронулся, открыли пиво и стали вспоминать, кто чего забыл. Z не взял нормальный нож (как потом выяснилось, чистить картошку водолазным ножом чертовски неудобно) и не купил нашатырный спирт в аптечку (решили, что в первый день, даст Бог, никто сознание не потеряет, а потом сможем заменить нашатырь чьими-нибудь носками). Макс оставил дома подсачек, о чем потом не раз жалели. Епи не взял перчатки (на 3-й день в деревне с веселым названием Ямище купили ему рабочие рукавицы).
Попытались открыть окна. Оказалось, что как минимум половина из них забита наглухо. Некоторое время развлекались, наблюдая за попытками проводника включить свет в вагоне – бедняге никак не удавалось найти нужное положение выключателей на пульте. Бегал за консультацией в соседние вагоны, щелкал переключателями – все напрасно. Учитывая их количество, прикинули, что методом простого перебора всех возможных комбинаций он не управится до утра, и решили лечь спать.
Выспаться нормально не удалось: поезд, как собака, останавливался у каждого столба, Епи храпел, соревнуясь в громкости с кем-то в соседнем купе, а часов с четырех народ потянулся на выход.
День первый – лиха беда начало.
В 5.50 приехали. Стоянка – 5 мин. Выкинули барахло и выпрыгнули сами. Поезд ушел. Налетели комары, которых, как и прочую кусающуюся гадость, тут же окрестили пид…сами. Макс и Епи ушли на разведку – искать кратчайший путь до воды, Z остался сторожить вещи.
Разведка вернулась. Выяснилось, что до воды метров 800, идти через холм. Попутного транспорта нет и не предвидится. Решили таскать челночным методом – 4 ходки по 200 м. И понеслось… Попутно не раз был помянут добрым словом оставшийся в Москве товарищ – еще одной пары рук нам очень не хватало.
Когда уже дошли до реки, показались первые местные жители: коровы и два пастуха, сильно измученные нарзаном[2].
Площадка для сборки лодок нашлась на левом берегу выше моста. Там есть даже мостки (правильнее сказать, что были – до следующего года они вряд ли доживут. Но Епи [3] к их поломке не причастен). Лодки собрали и надули. Z и Макс погрузились в одну лодку вместе с рюкзаками и удочкам, Епи в довесок к своему снаряжению получил сумку с продуктами и запас воды [4]. Отчалили ровно в 9.00.
И сразу же под мостом наткнулись на первое препятствие. То, что главный ход и проход справа перегорожены большим бревном, мы видели, еще когда собирали лодки. Но рассчитывали пройти слева. Шедший первым Епи обнаружил там чуть ниже уровня воды заточенную арматуру. Вряд ли она сама там оказалась. Хорошо, что заметил ее сразу и притормозил – течение там довольно быстрое. Цепляясь за опоры моста, протиснулись между бревном и арматурой. Пошли дальше.
Для байдарок ширина реки (Кодосны, она же Кодосянка) там приемлемая, а вот для резиновых лодок узковато, грести двумя веслами невозможно. Поэтому Z и Макс пошли первыми, гребя, как на рафте, с бортов, а Епи взяли на буксир.
Небольшой завал из разного мелкого мусора, образовавшийся в узком месте, преодолели так: забрасывали вперед якорь и подтягивали к нему лодку. Ближе к озеру речка стала пошире, и грести стали естественным образом. Епи было тяжелее (как и далее на протяжении всего пути) – и греб один, и самому же приходилось следить за курсом, чтобы не въехать в камыши.
Когда вышли в озеро (10.00), возникла проблема с навигацией. Карта-то у нас была, но ориентиров, обозначенных на карте, на местности практически никаких нет [5], береговой линии не видно из-за камыша, им же поросли и многочисленные отмели. Выдерживали направление по солнцу, благо день был погожий (компас, хотя и намеревались взять, не взяли, с GPS возиться было лень). Интересно, что бы мы делали в туман?
Для тех, кто компас возьмет: на старой карте 1970-какого-то года все озеро внутри изогона +6, а что там сейчас, одному Богу известно. Хорошо хоть, что озеро небольшое (7 на 11 км)
Как бы то ни было, через 2 часа встали на стоянку на восточной оконечности о.Долгий. Место, судя по всему, часто используемое, но довольно чистое. Есть сделанные из жердей столик, скамейка и навес для тента. Рядом растет малина и земляника. Одна проблема – дров мало: весь сушняк в окрестностях собрали до нас, а рубить живые деревья жалко.
Поставили палатки (рядом с Шатром Великого Могола Епи 4-х местная палатка Z выглядела как собачья будка), искупались, пообедали и легли спать.
В 18.00 вышли на рыбалку. Макс и Z со спиннингами (ничего не поймали, хорошо хоть, что ни одной блесны не потеряли), Епи с удочкой (куча мелочи). В 21.30 ужин и спать. Макс пробовал ловить на т.н. «фидер» – что-то типа донки, но с более чувствительным кончиком удилища. Практически безрезультатно.
Пришлось вспоминать забытый навык скоростного входа/выхода в палатку (ловить или выкуривать комаров – неблагодарное занятие). Почему-то вспомнилась посадка в БМП на время – наше же развлечение многолетней давности. Потом-то мы поняли, что эти комары были, в общем-то, «добрыми»…
Ради первого дня за обедом и ужином выпили 0.5 водки. Больше не хотелось.
[1] Как известно, производители палаток определяют их вместимость исходя из того, что люди в них лежат, как шпроты в банке. Поскольку в наличии имелись так называемая 2-х местная (подходящая либо для парочки во время медового месяца, либо двух мужчин, состоящих в противоестественных отношениях) и 4-х местная, пришлось взять последнюю.
[2] Примечание для не читавших классику советской литературы «12 стульев»: один из героев романа, монтер Мечников, называл себя «человеком, измученным нарзаном», поскольку ежедневно использовал сию жидкость для купирования абстинентного синдрома.
[3] 130 кг? (точная цифра засекречена).
[4] Вроде бы, воду по воде не возят. Но пить прямо из речки, на берегах которой пасутся коровы, мы не рискнули. Конечно, был запас обеззараживающих таблеток, но это на крайний случай – уж больно потом у воды вкус мерзкий даже после буржуйских, а уж после нашего «аквасепта», или как его там… кто пробовал, тот поймет. Короче, на стоянках воду кипятили и заливали в 5 л. бутыль.
[5] Кое-какие постройки на берегах имеются. Но на самой свежей карте (середины 80-х) их нет. А тех, что есть на карте, уже нет.